«Что ты делал сегодня в школе?» «Да так, ничего особенного».
Вот типичный образчик диалога между отцом и сыном. Как поступить родителям в подобной ситуации? Вы проявляете искренний интерес к событиям школьной жизни вашего ребенка, вам хочется как можно больше узнать обо всех его успехах и неудачах, но в то же время вы не хотите докучать ребенку своими расспросами, боитесь показаться навязчивым. Дети среднего школьного возраста и подростки зачастую болезненно реагируют на любые расспросы родителей об их школьной жизни.
Дети, как правило, с большей охотой рассказывают о своих школьных делах, когда вы задаете им конкретные, четко сформулированные вопросы, причем для таких вопросов вам следует выбрать подходящий момент. Например, не стоит затевать с ребенком пространную беседу, когда он только что вернулся из школы. Ребенок устал, он голоден, ему хочется отдохнуть, поиграть с друзьями, и в этот момент он не испытывает ни малейшего желания вспоминать о событиях прошедшего дня, поэтому разумнее будет перенести разговор на вечер. Начните вашу беседу например так: «Мне кажется, ты здорово проголодался. Давай-ка перекусим, а потом ты расскажешь мне, что происходило сегодня в школе».
Ваши вопросы должны быть как можно более конкретными. Например, спросите ребенка:
Что нового ты узнал сегодня в школе?
Какие вопросы ты задавал в классе?
Понравилась ли тебе книга, которую вы читаете в классе?
О чем в ней рассказывается?
Может быть, ты хочешь показать мне какие-нибудь рисунки, поделки?
Как ты справляешься с десятичными дробями?
Мне кажется, сегодня ты выполнил это упражнение гораздо быстрее.
Расскажи, как прошел лексический тест.
Наверное, тебе встретилось несколько незнакомых слов?
Учителя прекрасно знают, что ребенок может о чем-то забыть, что-то упустить из виду, поэтому очень часто пишут родителям записки с кратким отчетом о событиях школьной жизни. Каждый вечер спрашивайте вашего ребенка, не передавал ли его преподаватель письмо или записку для вас.
Иногда ребенок начинает рассказывать вам о школьных событиях в совершенно неподходящий для этого момент (например вы готовите обед или заняты какой-нибудь срочной работой). Покажите ребенку вашу заинтересованность, скажите например следующее: «Мне очень хочется послушать твои школьные новости, но сейчас я очень занята, мне нужно приготовить обед. Подожди минутку, я поставлю кастрюлю в духовку, мы сядем за стол и спокойно поговорим». Или: «Помоги-ка мне приготовить салат, мы будем резать овощи и разговаривать».